Автоклуб БУСОВОД

Автоклуб БУСОВОД (https://busovod.ua/index.php)
-   Балачки в курилці (https://busovod.ua/forumdisplay.php?f=41)
-   -   Проект 903: «Лунь» (https://busovod.ua/showthread.php?t=7383)

Vasek 12.03.2010 09:38

Проект 903: «Лунь»
 
http://img-fotki.yandex.ru/get/3910/...6f5_bccc3296_L
[FONT="Arial"]
На картинке изображен единственный в своем роде боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь», аналогов которому нет нигде в мире. Представляет он собой нечто среднее между кораблем и самолетом; чем-то похож на суда на воздушной подушке, но превосходит их по всем характеристикам в разы. Чудо инженерной мысли, способное одним залпом потопить любой корабль (вообще любой!), сейчас гниет в доке на Каспийском море.

История

Разработка «Луня» началась в 1969-м году в ЦКБ по СПК (по судам с подводными крыльями) имени Р.Е. Алексеева. ЦКБ находится в Нижнем Новгороде; там же планировалось построить серию из нескольких экранопланов данного типа, а для крупносерийного строительства «Луней» в Феодосии (Крым) сооружали уникальный производственный комплекс, в сборочном цехе которого одновременно могли размещаться шесть строящихся экранопланов класса «Лунь». Главным конструктором был В. Кирилловых. В 1987 году экраноплан совершил первый опытный полёт на Каспийском море. В 1990-м передан в опытную эксплуатацию ВМФ СССР

http://img-fotki.yandex.ru/get/3910/...702_c9df760e_L

Конструкция

Как я уже сказал, «Лунь» представлял собой нечто среднее между самолетом и кораблем.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3908/...6f6_6ced38a0_L

На момент создания «Луня» было всего 2 школы строения экранопланов — советская (Р.Е. Алексеев) с прямым крылом и западная (А. Липпиш) с треугольным крылом обратной стреловидности (угол назад, то есть получается как бы буква V). Схема Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3808/...6f7_8e01518f_L

Прототипом конструкции «Луня» стал экраноплан «Каспийский монстр» (который благополучно затонул в 80-м). В отличие от самолета, «Лунь» шасси не имеет, поэтому самостоятельно забираться на берег не может. Для постоянной дислокации ему и нужен сухой плавучий док.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3813/...6f8_33d30cdb_L

Экипаж составлял 11 человек: 7 офицеров и 4 мичмана. Автономность – 5 суток

Основные характеристики:
Размах крыла: 44 м
Длина: 73.8 м
Высота: 19.2 м
Площадь крыла: 550 м2
Масса пустого экраноплана: 243 т
Максимальная взлетная масса: 380 т

Принцип работы

Передвижение луня основано на экранном эффекте. По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуется она не путём нагнетания воздуха специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью крыла (как у обычных самолётов), но и дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью. Создать его возможно только на очень небольших высотах (10 метров максимум).

http://img-fotki.yandex.ru/get/3814/...6f9_455b73c7_L

После опускания закрылок двигатели нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды. Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке. Поэтому чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление «Лунем» требует специфических навыков.

Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. Он мог взлетать при волнах в 3 метра и садиться в 3,5.

Двигатели

Уж в чем нам не откажешь, так это в них. Силовая установка состояла из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87 тягой 13300 кгс каждый. Это нереально много!

http://img-fotki.yandex.ru/get/3907/...6fa_7c3cca62_L
http://img-fotki.yandex.ru/get/3808/...6fb_6a378b25_L

Такие движки применялись на ИЛ-86, но для «Луня» разработали специальную морскую модификацию.

Характеристики двигателей:
Тип: 8 х ТРД НК-87
Тяга: 8 х 13000 кгс
Максимальная скорость: ок 500 км/ч
Практическая дальность: 2000 км
Высота полета на экране: 1-5 м

Вооружение

Вооружение — шесть пусковых контейнеров с противокорабельными ракетами (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.Я. Березняка.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3807/...6fc_9d1d09f8_L
http://img-fotki.yandex.ru/get/3912/...6fd_ab586e12_L

Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем при удачном попадании была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы, заодно оснастили и «Лунь». В принципе основным его назначением было «уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника во взаимодействии с другими силами флота». Показательно, что военные специалисты США его окрестили «Убийца авианосцев».

Место стрелка:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3907/...6fe_25f09603_L
http://img-fotki.yandex.ru/get/3809/...6ff_26b4e4e6_L

Интерес со стороны США

В оперативно-тактическом плане «Лунь» имеет просто уйму преимуществ. Он имеет более высокую экономичность и более высокую грузоподъёмность по сравнению с самолётами. По скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам он превосходит суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях. Он был малозаметен для корабельных радаров и самое главное был очень живучим.

Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании работ (а фактически отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации «русского прорыва».

Конечно, ничего бы у них не получилось, если бы мы им не помогли сами. А именно – развалили Советский Союз. У молодой России и без «Луня» проблем хватало, так что члены комиссии обратились напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и Министерства Обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Чтобы не привлекать лишнего внимания к предмету переговоров, была создана фирма с нейтральным названием «Российско-американская наука» (РАН), и при ее посредничестве делегация заокеанских специалистов получила возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку все интересующее.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3911/...700_ccd59d7a_L

Исходя из этого можно считать, что вещей неизвестных нашему возможному противнику (по крайней мере в гонке вооружений) в этой парадоксальной технике уже нет.

Спасатель

С распадом СССР денег содержать «Лунь» не было. Однако в 1990-1991 годах с его участием на Каспийском море были проведены учения по спасению людей в море. Эти учения красноречиво показали, что по совокупности решаемых задач и удобству применения корабельных спасательных средств экранопланы являются отличными морскими спасателями. Действительно, надводные корабли не способны быстро прибыть в район аварии, а авиация не всегда способна оказать действенную помощь, т.к. не может выполнить посадку в штормовых условиях в районе терпящего бедствия корабля или судна. Даже современные гидросамолеты и вертолеты имеют по сравнению с экранопланами существенно меньшую грузоподъемность, дальность или мореходность, а именно эти качества, прежде всего, необходимы спасателю.

Если с 1-м «Лунем» ничего сделать уже было нельзя, то второй корабль этого типа, который в тот момент был в сборочном цехе и тоже закладывался как ракетоносец, можно было реконструировать. Для 2-го «Луня» был разработан проект поисково-спасательного экраноплана «Спасатель». «Спасатель» имеет взлетную массу 400 т, крейсерскую скорость 360 км/ч и дальность полета 3000 км. Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту еще и госпиталь, способный принять 150 пострадавших и оказать им помощь. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. К сожалению, работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95-процентной степени готовности «Спасателя».

Эпилог

Где сейчас находится «Спасатель», я не знаю.
«Лунь» гниет в Дагестане, в доке на Каспийском море
[/FONT]
http://img-fotki.yandex.ru/get/3810/...701_7c902ddb_L


источник

alexusaty 12.03.2010 09:42

Очень похож на Летающую лодку. Скорее всего за основу конструкции ее и взяли. Мы с Игорем в такой лазили в прошлом августе. Позже сегодня вечерком выложу фоты. Должен заметить жуткое чудовище внутри.

Vasek 12.03.2010 14:34

Каспийский монстр, прототип проекта "Лунь"
http://www.youtube.com/watch?v=UjFz7wtiuBY

alexusaty 12.03.2010 23:33

У темі 1 долучень
Вот он этот мегамонстр:

Беза 13.03.2010 00:04

Это летающая лодка серии БЕ


Часовий пояс GMT +2. Поточний час: 15:40.

vBulletin 3.8.11 ; Copyright © 2000-2025 Jelsoft Enterprises Limited
Переклад: © Віталій Стопчанський, 2004-2010
busovod_ua©